Дорожно-транспортное проишествие
Что делать учатникам в случае ДТП?
Участники ДТП - лица, чьи деяния на дороге послужили непосредственной причиной ДТП:
1. Водители механических транспортных средств.
2. Пешеходы, к которым приравниваются водители велосипедов и мопедов.
Из числа участников ДТП исключаются: свидетели, понятые, работники ДПС, автомеханики и работники дорожно-ремонтной службы, даже если их деяния стали причиной ДТП.
В качестве водителя ТС может быть признано лицо вне зависимости от того, двигалось ТС или нет, а также наличие или отсутствие водительского удостоверения, навыков вождения и т.д.
Первоочередные действия - оказание помощи пострадавшему. Это задача, имеющая максимальный гражданский и гуманитарный приоритет, не говоря уже о морально-этических нормах. Неоказание помощи пострадавшему - уголовное преступление. Если участник ДТП скрылся на автомобиле, то в случае обнаружения впоследствии такого автомобиля современные физико-химические методы позволят идентифицировать участника ДТП.
Если человеческих жертв нет, то речь может идти лишь об административной и гражданско-правовой ответственности.
Что нужно сделать на месте ДТП?
Во-первых:
участник ДТП и его ТС не должен покидать места происшествия до прибытия работников ДПС и надлежащей фиксации ими всех обстоятельств ДТП. Участвующие в ДТП ТС не должны сдвигаться со своих мест ни на сантиметр, даже если они стоят на трамвайных путях и создали автомобильную пробку на километр.
Исключение - если в результате таких действий создается опасность для жизни и здоровья людей или они влекут значительный материальный ущерб.
Во-вторых:
вызовите на место ДТП сотрудников ДПС и автоадвоката (автоюриста, аварийного комиссара). Вызов аавтоадвоката - Ваше добровольное решение и сопряжено с оплатой его услуг, но юридически грамотная организация Ваших действий обеспечит надежную защиту Ваших интересов.
В-третьих:
насколько возможно, позаботьтесь о сохранении следов ДТП. Первостепенное значение имеют:
осыпь разбитого стекла;
следы масла, бензина и других жидкостей на дороге;
следы торможения;
микрочастицы автомобильной краски на дороге и на одежде пострадавшего.
следы одежды, волос, кожи пострадавшего на транспортном средстве.
следы биологических жидкостей пострадавшего.
В-четвертых:
Сделать, если возможно, побольше фотоснимков ДТП разных планов и ракурсов (можно даже цифровой камерой мобильного телефона). Очень полезны панорамные и ориентирующие снимки, позволяющие однозначно определить место и время события ДТП, "привязать" его к улице, населенному пункту, километру шоссе, времени суток и др. На снимках крупным планом важно зафиксировать предметы, по которым легко определить масштаб - спичечный коробок, сигаретня коробка, зажигалка и т.п.
После съемки важно заручиться подтверждением свидетелей о проведении съемки и проявить пленку как можно быстрее (или распечатать снимки цифровой камеры), зафиксировать дату и время проявления (распечатки снимков), например, в проявочной мастерской (сервисе цифровой фотопечати), иначе дата проявления не будет иметь доказательственного значения. А лучше всего - поместить в кадры сотрудника ДПС. По прибытии сотрудников ДПС на место ДТП, они должны составить следующие документы:
1. Справка о ДТП - краткое описание ДТП.
2. Протокол осмотра транспортного средства. В нем, в частности, указывается наличие вмятин, царапин и других повреждений. Если автомобиль снабжен антиблокировочной системой торможения, это следует отметить в протоколе, поскольку при такой системе торможения отсутствует след юза на дороге.
3. Протокол осмотра места происшествия.
4. Схема к протоколу осмотра места происшествия.
Последние два документа - самые важные. Расхождения между протоколом и схемой могут лишить схему доказательственной силы. Поэтому, проверьте, чтобы в протоколе была отражена следующая информация:
время суток ДТП;
состояние погоды и видимость на дороге;
остояние дорожного покрытия: сухое, влажное, мокрое, снег, лед;
На схеме и в протоколе должны быть отмечены:
наличие осыпи стекол, ее расположение относительно оси дороги и участников ДТП;
Наличие следов движения и торможения транспортных средств;
Наличие следов масла и других жидкостей;
Все следы указываются с геометрическими размерами.
Перерисуйте для себя схему ДТП, нарисованную сотрудником ДПС, и настаивайте на внесении в протокол всех вашмх замечаний и разногласий со схемой ДПС. Попросите сотрудника ДПС и понятых подписать Вашу копию схемы.
Как правило, на месте составляется черновик схемы ДТП, а затем схема перерисовывается в отделении ДПС. Отклонения такой схемы от черновика, а также подписи понятых, которых на самом деле не было на месте ДТП - основание для исключения схемы из числа доказательств.
Свидетели.
Хорошо, если вам удалось переписать данные свидетелей. Не забудьте, что пассажиры автомобиля - тоже свидетели. Родственные связи с вами, не лишают их права выступать в качестве свидетелей. Однако, можно ошибиться в предположении того, на чью чашу весов лягут свидетельские показания. Людям свойственно ошибаться. Их мнения влияют друг на друга. Они могут иметь предубеждения.