Распечатать, прочитать, возить в вещевом ящике.
Автоправовые вопросы
1. Управление зарегистрированным транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков -
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 120-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
Статья 12.9. Превышение установленной скорости движения
1. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину не менее 10, но не более 20 километров в час -
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 километров в час -
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере трехсот рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 километров в час -
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
КонсультантПлюс: примечание.
О сигналах светофора и регулировщика см. раздел 6 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.
Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа в размере семисот рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
Статья 12.13. Нарушение правил проезда перекрестков
1. Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, -
влечет наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств
1. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частями 2 - 4 настоящей статьи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на водителя в размере двухсот рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от двухсот до трехсот рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере трехсот рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Примечание. Утратило силу. - Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего
(в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 38-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции в полной онлайн-версии ИБ ВерсияПроф)
1. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Примечания:
1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.
Статья 12.25. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства
2. Невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства -
влечет наложение административного штрафа в размере от двухсот до пятисот рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 12.26. Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения
(в ред. Федерального закона от 21.03.2005 N 19-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции в полной онлайн-версии ИБ ВерсияПроф)
1. Невыполнение водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения -
(в ред. Федерального закона от 21.03.2005 N 19-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции в полной онлайн-версии ИБ ВерсияПроф)
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2005 N 19-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции в полной онлайн-версии ИБ ВерсияПроф)
2. Невыполнение водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения -
влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей.
(часть вторая введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
Статья 1.5. Презумпция невиновности
1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ с 1 июля 2008 года часть 3 статьи 1.5 будет дополнена словами ", за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье".
3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением
1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
Телефон дежурного УГИБДД: (343) 2697-700
Телефон дежурного ГИБДД г.Екатеринбурга: (343) 2571-105
Телефон доверия УГИБДД: (343) 2697-898
Отдел ГИБДД УВД по г. Екатеринбургу,
620141 г. Екатеринбург, ул.Ст. Разина, д.20, тел: (343) 257-51-55
УФСБ г.Екатеринбург 358-70-71
ГАИ Украины (044) 272-46-59
Отделение ГИБДД РУВД по Ленинскому р-ну,
620014 г. Екатеринбург, ул.Онуфриева, д.43, тел: (343) 243-37-62
Отделение ГИБДД РУВД по Кировскому р-ну,
620075 г. Екатеринбург, ул. Раевского, д.9, тел: (343) 369-44-14
Отделение ГИБДД РУВД по Октябрьскому р-ну,
620026 г. Екатеринбург, ул. Бажова, 219 В тел: (343) 254-70-83
Отделение ГИБДД РУВД по В.-Исетскому р-ну,
620028 г. Екатеринбург, ул. Крылова, д.1 А тел: (343) 353-44-96
Отделение ГИБДД РУВД по Железнодорожному р-ну,
620028г. Екатеринбург, ул.Минометчиков, д.27, тел: (343) 322-03-36
Отделение ГИБДД РУВД по Чкаловскому р-ну,
620130 г. Екатеринбург, ул.Союзная, д.25 тел: (343) 260-32-38
Отделение ГИБДД РУВД по Орджоникидзевскому р-ну,
620039 г. Екатеринбург, ул.Машиностроителей, д.53 А, тел: (343) 338-11-55
Отдел ГИБДД УВД по г.Нижний Тагил
622001 ул.Мира, д.57 А. тел: (3435) 47-65-77
Отдел ГИБДД УВД по муниципальному образованию г.Каменск -Уральский
623400 ул.Рябова, д.4 тел: (3439)33-63-07
Отделение ГИБДД УВД по городскому округу Первоуральск
623101 Московское шоссе, 3-й км тел: (34392) 2-24-14
НАСТАВЛЕНИЕ
ПО РАБОТЕ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Приказов МВД РФ от 21.06.1999 N 453,
от 10.09.2001 N 800, от 19.03.2004 N 187, от 28.03.2005 N 209)
2.4. Сотрудники ДПС должны иметь необходимую профессиональную подготовку, быть дисциплинированными и бдительными, действовать решительно, смело и настойчиво, обладать высокими моральными качествами, стойко переносить трудности, связанные со службой. В обращении с гражданами сотрудники ДПС должны быть вежливыми и тактичными, их действия - законными и понятными лицам, в отношении которых они осуществляются.
3. Задачи дорожно-патрульной службы
Основными задачами ДПС являются:
- сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;
- обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.
4. Функции дорожно-патрульной службы
4.1. Оказание в пределах своей компетенции содействия и помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов.
4.2. Осуществление контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
4.3. Регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий.
4.4. Охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений на улицах, дорогах и иных общественных местах.
4.5. Осуществление розыска угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий <*>.
--------------------------------
<*> Далее - "ДТП".
4.6. Осуществление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях.
4.7. Осуществление неотложных действий на месте ДТП, а также принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра.
4.8. Проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки сообщений о преступлениях против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях.
(п. 4.8 в ред. Приказа МВД РФ от 28.03.2005 N 209)
4.9. Осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств.
4.10. Выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению.
4.11. Информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке в области дорожного движения, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению.
4.12. Участие совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
4.13. Контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
4.14. Участие совместно с паспортно-визовой службой в осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда на транспортных средствах через территорию Российской Федерации.
6.1.19. Контролировать содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог и дорожных сооружений и их освещенность.
6.1.21. Осуществлять контроль за соблюдением условий обеспечения безопасности дорожного движения при проведении на улицах и дорогах ремонтно-строительных и других работ.
6.1.22. Быть культурными и вежливыми в обращении с гражданами, строго соблюдать законность.
6.1.23. Оказывать (в период, не связанный с выполнением конкретных специальных заданий) содействие водителям в устранении неисправностей транспортных средств, своевременной доставке пассажиров и грузов к месту назначения, а также помощь пешеходам, особенно инвалидам, престарелым и детям, при переходе ими улиц и дорог.
13.6. При контроле за движением на патрульном автомобиле (мотоцикле) для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил правила дорожного движения, используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жесты рукой или жезлом.
Примечание. Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий.
13.7. Основанием для остановки транспортных средств являются:
а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.
В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз.
Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.
13.8. Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок. Общественный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи) на маршрутах следует задерживать не более 1 - 2 минут.
13.9. Не допускается проведение проверки содержания окиси углерода в отработавших газах двигателя и технического состояния транспортных средств, прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр.
13.17. Производит в установленном законодательством Российской Федерации порядке досмотр транспортного средства при подозрении, что водитель использует его в противоправных целях, а также досмотр груза при наличии основания полагать, что он незаконно перевозится.
О проведении досмотра транспортного средства и досмотра груза составляется протокол (либо делается отметка об этом в протоколе об административном правонарушении). Обнаруженные в процессе досмотра вещи или предметы, свидетельствующие о совершении противоправных действий, и их владельцы доставляются в дежурную часть органа внутренних дел, куда передаются также все материалы по данному правонарушению.
13.21. При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ на проезжей части.
При обнаружении недостатков инспектор ДПС сообщает об этом дежурному по подразделению, который записывает их в Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог, повреждений технических средств регулирования (приложение 9). До устранения повреждений и помех для движения при необходимости осуществляет регулирование, принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения.
18. Взаимоотношения с участниками дорожного движения
18.1. Взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам.
18.2. При обращении к участникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства. В случае обращения граждан сотрудники, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции обязаны принять меры по оказанию помощи, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
В разговоре с гражданами сотрудники ДПС обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость.
18.3. Действия сотрудников ДПС должны быть понятны участникам дорожного движения, а сигналы водителям во избежание вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.) - подаваться своевременно.
18.4. Сотрудники ДПС при остановке транспортных средств обязаны подойти к ним и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения водителей.
Сотрудники ДПС предлагают водителям выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях:
а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;
д) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.
18.6. Распоряжения следует отдавать коротко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются.
18.7. Разъяснения нарушителю о неправомерности его действий необходимо давать без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения Российской Федерации и других нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения.
Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует делать так, чтобы дети этого не слышали. С подростками сотрудник должен обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста и уровня развития.
С документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их.
Документы, приобщаемые к составленным материалам, принимаются без обложек.
18.8. При привлечении к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации сотрудник ДПС разъясняет нарушителю права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
18.9. Сотрудники ДПС не вправе, руководствуясь личными чувствами к участникам дорожного движения, изменять в сторону ужесточения объявленную меру административного воздействия за совершенное правонарушение. При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по требованию участников дорожного движения он сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение, разъясняет право и порядок обжалования своих действий.
18.10. При пресечении правонарушений сотрудники ДПС должны исходить из возложенных на них задач по обеспечению безопасности граждан, защиты их законных прав и интересов.
Сотрудникам ДПС при несении службы запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности.
18.11. В случаях необходимости сотрудники ДПС обязаны оказывать содействие гражданам:
18.11.1. В организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП и доставления их в лечебные учреждения.
18.11.2. В защите от противоправных посягательств на их жизнь и здоровье, а также по охране их собственности.
18.11.3. В разъяснении специфики поведения и проезда по территории обслуживаемого маршрута.
18.11.4. В возможном устранении технических неисправностей транспортных средств и транспортировке поврежденных транспортных средств.
18.12. Порядок взаимоотношений с судьями, работниками органов прокуратуры, имеющими классные чины, военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, другими должностными лицами определяется действующим законодательством Российской Федерации, устанавливающим их правовой статус.
ОБЩЕНИЕ С СОТРУДНИКАМИ ГИБДД
Защищаться человек может не только при помощи оружия, но и используя полученные знания. Владение законами и нормативными документами, регламентирующими отношения водителя с сотрудниками ГИБДД, может помочь Вам в спорной ситуации отстоять свои законные права и интересы, нарушенные недобросовестным или неподготовленным в правовом отношении гаишником.
Основополагающими законами в сфере взаимоотношений водителей ТС и инспекторов дорожного движения являются Административный кодекс РФ, а также федеральные законы "О милиции" и "О безопасности дорожного движения". К числу наиболее значимых нормативных актов МВД РФ относятся Положение о ГИБДД и Наставление по работе ДПС ГИБДД. Именно этими документами должны руководствоваться в своей деятельности сотрудники ГИБДД и правильно применять их положения на практике. Автомобилистам также нелишне иметь представление о содержании этих документов.
Основным нормативным документом, регламентирующим несение службы инспектором ДПС на дороге, является Наставление по работе ДПС ГИБДД МВД РФ (далее Наставление), куда почти полностью вошли положения известного Приказа МВД № 329 "О реформировании деятельности ГАИ МВД России".
Остановка транспортного средства, проверка документов
Согласно пункту 6.5.2 Наставления, сотрудник ДПС имеет право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения.
А пункт 6.5.3 гласит, что сотрудник ДПС может останавливать на стационарных постах, КПМ, КПП транспортные средства для проверки у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения.
Наставление предоставляет сотруднику ДПС право останавливать ТС только в случаях, напрямую предусмотренных пунктом 13.7 (всего шесть оснований):
- нарушение ПДД водителями или пассажирами;
- при наличии данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
- в случае нахождения ТС в розыске, а также при наличии данных об использовании ТС в противоправных целях;
- при необходимости опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
- при выполнении решений госорганов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
- при необходимости привлечения водителя или ТС для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции.
Проверка документов на право пользования и управления ТС, а также документов на ТС и перевозимый груз осуществляется только на стационарных постах ДПС, КПМ и КПП. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка ТС вне стационарных постов с целью проверки документов. Запрещается останавливать ТС без необходимости.
Если вышеперечисленные условия отсутствуют, то, согласно приказу МВД № 329, такая остановка расценивается как нарушение гаишником служебной дисциплины. На сегодняшний день мы наблюдаем массовое нарушение со стороны инспекторов ДПС требований данного приказа. В основном конфликты начинают возникать, когда сотрудники ГИБДД не выполняют требования пункта 18.2 Наставления и пунтка 2 Приказа МВД № 329, согласно которым при обращении к участникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, назвать свою должность, звание и фамилию и, главное, сообщить о причине остановки ТС.
Если водитель нарушил ПДД, то сотрудник ГИБДД обязан чётко указать, какой пункт Правил дорожного движения он нарушил и в чём конкретно выразилось данное нарушение. Только после этого инспектор ДПС вправе потребовать предъявления документов.
Водитель имеет право на основании пункта 18.9 Наставления до передачи своих документов инспектору потребовать от сотрудника милиции предъявить служебное удостоверение и сообщить номер нагрудного знака.
Инспектор обязан предъявить служебное удостоверение и держать его перед водителем столько времени, сколько водителю может потребоваться для того, чтобы переписать реквизиты удостоверения.
Часто споры на дороге возникают из-за того, что инспектор ДПС пытается проверить техническое состояние ТС. Согласно пунтку 13.9 Наставления и пункту 6 приказа МВД № 329, сотрудникам ДПС запрещается проверять техническое состояние ТС, прошедших гостехосмотр в установленном порядке.
Однако другим нормативным документом, Наставлением по техническому надзору ГИБДД МВД РФ (утверждённому приказом МВД № 1240 от 7.12.2000 г.), предусмотрено, что при надзоре за дорожным движением контроль за конструкцией и техническим состоянием ТС может проводиться на стационарных постах, контрольных пунктах милиции, контрольно-пропускных пунктах. Этим наставлением определены основания остановки ТС для осуществления такого контроля. Вот они:
- отсутствие в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля действующего талона о прохождении ГТО;
- наличие в предусмотренных местах ТС нестандартных, нечитаемых или установленных с нарушениями требований ПДД государственных регистрационных знаков, а равно и их отсутствие;
- наличие неисправностей и условий, предусмотренных ПДД и Основными положениями по допуску ТС к эксплуатации, при которых запрещается эксплуатация.
Следует учитывать также, что если инспектор ДПС заметил, что на автомобиле установлен нестандартный и нечитаемый государственный регистрационный знак или имеются вышеуказанные неисправности, он вправе остановить водителя и вне стационарного поста - за нарушение ПДД.
Контроль за конструкцией и техническим состоянием ТС в процессе дорожного движения, а также общение сотрудников ГИБДД с участниками дорожного движения должны осуществляться в соответствии с требованиями Наставлений по работе ДПС ГИБДД МВД РФ.
В каких случаях при общении с инспектором ГИБДД
водитель обязан выйти из машины?
Согласно пункту 18.4 Наставления, сотрудники ДПС при остановке ТС обязаны подойти к автомобилю и в дальнейшем действовать в зависимости от причин, по которым была остановлена машина, состояния и поведения водителей.
Вы имеете право общаться с инспектором, не выходя из автомобиля. Однако чтобы было удобнее разговаривать, можете по собственной инициативе выйти ему навстречу.
Если же Вы всё же остаётесь в автомобиле, то сотрудник ГИБДД волен предложить Вам выйти из машины в следующих случаях:
- для устранения технической неисправности автомобиля или при нарушении правил перевозки грузов;
- когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения;
- для проведения сверки номеров агрегатов и узлов ТС с записями в регистрационных документах;
- для проведения досмотра ТС и осмотра груза;
- когда водитель или пассажир подозреваются в совершении преступления;
- в иных случаях, когда требуется участие водителя в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам движения.
В данном пункте 18.4 говорится только о предложении водителю выйти из кабины (салона) ТС, но ничего не сказано о распространённом требовании (приглашении) со стороны инспектора ДПС сесть в салон служебного автомобиля. Водитель обязан сесть в салон служебного автомобиля только в том случае, если инспектор производит его задержание и собирается доставить в милицию. Во избежание провокаций со стороны сотрудников ГИБДД на предмет склонения водителя к даче взятки, проведения незаконного освидетельствования с применением трубок "контроля трезвости", нарушений при документировании и составлении протоколов, водителю лучше находиться или в салоне своего автомобиля, или стоять рядом с ним на виду у других граждан.
Доставление и задержание водителей
Сотрудник ДПС может доставлять граждан в дежурную часть ОВД только на основании ст.27.2 КоАП РФ и в строго определённых случаях, указанных в пункте 13.18 Наставления:
- для составления протокола об административном правонарушении при невозможности сделать это на месте;
- если у нарушителя нет документов, удостоверяющих личность, нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нём, а также если у него отсутствуют положенные документы на ТС или груз;
- если ТС причастно к ДТП или преступлению;
- при управлении ТС с подложными номерными знаками;
- при выявлении признаков подделки документов, признаков спиливания или кустарного нанесения номеров на агрегатах и узлах;
- при совершении правонарушений, связанных с неподчинением законному распоряжению или требованию сотрудника милиции.
Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы гражданина, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по нему (ст.27.3 КоАП РФ). Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более 3 часов (ст.27.5 КоАП РФ).
Всё большую актуальность в последнее время приобретает следующая тема:
что делать, если Вас останавливает инспектор ГИБДД, но обстоятельства не позволяют Вам быть уверенными в собственной безопасности. А вдруг это подстава?
Согласно Приказу N 329 от 1 июня 1998 г. «О Реформировании деятельности госавтоинспекции МВД России» : «… основанием для остановки транспортных средств сотрудниками милиции являются:
- нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
- наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
- нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
- необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
- выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
- необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
- проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз – ТОЛЬКО НА СТАЦИОНАРНЫХ ПОСТАХ ДПС Госавтоинспекции МВД России, контрольных постах милиции и контрольно - пропускных пунктах.
Остановку транспортных средств в иных случаях расценивать как нарушение служебной дисциплины…»
Если уж остановиться пришлось, не лишним будет помнить следующее:
Остановился - машину не глуши. Поставь ногу на педаль газа, первую передачу, сцепление выжми и будь готов дернуться с места... Машину не отпирай (если отперта - запри), стекло опусти синтиметров на 15-20... У подошедшего сотрудника сразу проси его удостоверение и, если его подлинность тоже вызывает сомнения, доставай мобильный и звони 02... Далее ГРОМКО считывай данные его удостоверения и проси проверить - работает ли у них такой сотрудник...
Понятно, что подобное поведение может вызвать раздражение инспектора, однако безопасность дороже.
Конфликт с инспектором ГИБДД возник из-за того, что водитель, остановленный за превышение скорости, отказался сесть в автомобиль сотрудников ГИБДД для составления протокола. Водитель утверждал, что он делать этого не обязан, и что протокол они могут составить по документам, которые водитель по требованию предоставил инспектору. Имеют ли право сотрудники ГИБДД обязать водителя сесть в их автомобиль для составления протокола? Можно ли расценивать отказ водителя в данном случае как неповиновение сотрудникам милиции?
Действующее законодательство не обязывает водителя садиться в транспортное средство, в том числе для составления административного протокола. Следовательно, отказ водителя не может рассматриваться как неповиновение законному требованию сотрудника милиции. Вместе с тем, не стоит видеть в каждом подобном предложении возможность для «неофициального» разговора с водителем, поскольку при составлении административного протокола у инспектора может возникнуть необходимость уточнить отдельные вопросы, например, место работы нарушителя.